On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение
Член тифоаналитического общества




Пост N: 120
Зарегистрирован: 28.10.06
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.01.08 22:33. Заголовок: Этно-культуральные предпосылки суицида у коми


Уровень суицидов в Коми-Пермяцком округе значительно выше, чем среди населения других регионов РФ.
По этой ссылке можно посмотреть цифры, позволяющие даже говорить о процессах депопуляции населения
http://www.prpc.ru/gazeta/101/death.shtml

В объяснениях данного факта встречаются ссылки на низкий уровень жизни, высокий уровень алкоголизации и некие этно-культуральные особенности финно-угорского народа коми. Что именно относится к этим этно-культуральным факторам часто не конкретизируется. Хотя кое-что по этому вопросу этнографы способны объяснить.

Прежде всего, исследователям бросается в глаза относительная легкость, с которой коми решаются на суицид. Так, зачастую, самоубийство совершается ими не на пике растущего психо-эмоционального напряжения и оно не становится проявлением крайней формы разрешения субъективного кризиса. В большей степени, суицид коми напоминает некую бытовую реакцию ухода и протеста в межличностных (в т.ч. семейных) конфликтах. Об этом можно, например, прочитать в статье Е.М. Четиной «Вот возьму и повешусь...»

В настоящем коми – православные христиане. Самоубийство у них осуждается. Но у коми существует ряд исторических и культурных факторов определяющих отличное (например, от русского населения) отношение к самоубийству. К ним относятся элементы языческой мифологии коми, сохраняющей определенные отголоски в современном отношении к себе и к миру.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 4 [только новые]


Член тифоаналитического общества




Пост N: 121
Зарегистрирован: 28.10.06
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.01.08 22:42. Заголовок: Суицид первопредков


Прежде всего, интересен миф о суициде первопредков коми самопогребении чуди. Согласно этому мифу карликовая чудь являлась непосредственными предками коми. Легенды рисуют повседневный быт чуди как противоположный (зеркальный) быту современному и, по мнению этнографа П.Ф.Лимерова, является отражением представлений о Золотом веке. (Подробнее о мифе см. монографию П.Ф.Лимерова «Мифология загробного мира» Сыктывкар, 1996 .)

В наиболее распространенных версиях чудь гибнет через добровольный уход под землю в период христианизации. Например, семьями заходит в земляки и, подрубив опорные столбы, обрушивают на себя крыши, таким образом хороня себя заживо. Противником чуди выступает Св.Стефан Пермский, его деятельность сопровождается колонизацией языческих земель, вырубкой священных рощ, уничтожением истуканов, казнями. Самоубийство чуди таким образом является протестной реакцией наступления нового времени и формой сохранения своего неизменного этнического лица, коллективного Я.

Скорее всего, миф отражает реальные исторические коллизии христианизации коми, в которых безусловно были и факты самоубийств. Однако, археологических материалов, подтверждающих случаи именно массовых самоубийств, в настоящем не обнаружено.

Так или иначе, но тексты о чуди признаются как древние. Они распространены, в основном, среди коми-пермяков, живущих в бассейне р.Камы, т.е. на территории, считающейся прародиной обеих групп коми. Места гибели чуди, которые коми называют «чудскими ямами», обозначены в местной топографии. Эти места считаются «нечистыми», т.к. здесь чудь может «явить» себя людям в каком-либо облике. Считается, что чудь «карает» людей за то, что ее не поминают. Демонизированная чудь известна под именем «чуды».

В целом отношение к языческой чуди амбивалентно. С одной стороны она рисуется культурно отсталой, на нее проецируются сюжеты грехопадения. С другой стороны, она признается как предок коми, носитель чудесных свойств и возможностей. Любопытно, что в день поминания чуди (эти днем была суббота после Семника), принято было вести себя весело, с гармошкой, напиваться до пьяна и никогда не плакать. Данные особенности поминания оцениваются этнографами как имитация мифического образа карликовой чуди, приведение себя к состоянию блаженного безумия первопредков.

Учитывая наличие и сохранность в мифологии сюжета о самоубийстве предков коми, мы можем сказать, что у данного народа в плане суицидального риска «семейный анамнез отягощен». П.Лимеров даже пишет об «архетипе суицида», т.к. прослеживает его не только в сюжете о самопогребении карликовой чуди, но и в изложении легенд коми о гибели чудских богатырей, некоми народов, старообрядцев-раскольников.

Любопытна мифология коми связанная с т.н. «святочными духами». Эти духи активизируются в период зимнего солнцеворота, известного как «святочный период». К святочным духам относятся разнообразные злые духи и в т.ч. чуды. Святки предусматривают кормление злых духов, для того, чтобы нейтрализовать их в кризисные дни. Подробно об этом можно почитать у П.Лимерова. Приведу только одну цитату из его монографии.


 цитата:
Таким образом, заканчивалась святочная эпопея духов первопредков, за которую они проживали вновь эпоху мифического времени и катастрофу его окончания. Однако, было бы неверным думать, что время святочных духов ограничивалось исключительно святками. Святки — лишь период узаконенного мифо-ритуальным сценарием народной культуры пребывания их в пространстве людей. Святочные духи ничем не отличаются от остальных духов преисподней и имеют возможность бесчинствовать в любое время, особенно ночью. Свидетельством тому, во-первых, тождество святочных куття войса и водяных (или просто бесов), кулей… Во-вторых, в мифологической традиции коми-пермяков чуды считаются мифическими первопредками, а также духами леса, воды, человеческого жилья активизирующимися в период святок. В-третьих, информация о верхнесысольских куль кути мути заставляет полагать, что время их деятельности продолжается и после святок. Так, по местным представлениям, эти духи как бы отвечают за самоубийства. Решивший покончить с собой (повеситься) человек, тем самым как бы формально отдает себя им, поэтому в момент самоубийства духи уже ожидают его здесь же. Если человек передумал вешаться, то он должен засунуть в петлю вместо своей головы веник, и петля с силой затягивается сама (с.Гурган, ПМА). Кроме того, куль кути мути якобы обитают в лесных местах, называемых гажтöм (с.Грива. ПМА). Думается, что фонд этих духов пополняется за счет самоубийц; профессор А.Грен также предполагал генезис куття войса из душ умерших, не похороненных как следует (Грен, 1924. С.32), т.е. заложных покойников. И.Н.Смирнов пишет, что вожо может стать любой человек, стоит вожоям снять с него крест (Смирнов, 1890. С.196). Все эти данные лишь подтверждают предположение, что в виде святочных духов на сушу выходят все обитатели преисподней, в том числе и заложные покойники.




Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Член тифоаналитического общества




Пост N: 122
Зарегистрирован: 28.10.06
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.01.08 22:31. Заголовок: В качестве справки. ..


В качестве справки.

Коллега Татьяна Пастухова обратила мое внимание на то, что ответственность за самоубийство потусторониих сил - отнюдь не уникальное явление одной культуры и привела следующий пример:


 цитата:
Иштаб, Иш-Таб, Иштак (Ixtab), в мифологии майя, богиня самоубийства и жена Ками. В традициях майя, самоубийство, особенно повешение, считали благородным способом смерти, сопоставимым человеческим жертвам жертвенного обряда и убитым воинам. Иштаб изображалась как труп с веревкой вокруг шеи. По верованиям майя она сопровождала самоубийц в царство вечного покоя. Некоторые исследователи полагают, что эта вера в Иштаб среди народов Центральной Америки специально готовила людей к совершению самоубийства, чтобы в жизни избежать болезни или позора.



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 1
Зарегистрирован: 05.03.08
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.03.08 23:00. Заголовок: Интересная информаци..


Интересная информация. И сопоставление Сибирь - Южная Америка тоже вызывает интерес.
Хотя сюда можно и самураев приплюсовать, тоже другой конец Земли. Также, дохристианские культуры
суицид "брали" как некую норму, в определённой ситуации. В принципе, если пришествие сына божьего, Иисуса Христа, принимать именно как воспитательную акцию... наверное, всё сходится.
извините, просто рассуждения по ходу...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Член тифоаналитического общества




Пост N: 168
Зарегистрирован: 28.10.06
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.03.08 22:11. Заголовок: Гость пишет: В принц..


Гость пишет:
 цитата:
В принципе, если пришествие сына божьего, Иисуса Христа, принимать именно как воспитательную акцию...


Насколько, знаю в текстах Евангелия Иисус нигде не осуждает самоубийство. История знает даже волну самоубийств первых христиан-мучеников, которые на фоне апокалиптических настроений стремились быстрее предстать перед лицом бога.
Воспитывать стали чуть позже. Св.Августин приравнял самоубийство к нарушению ветхозаветной библейской заповеди "не убий" со всеми вытекающими для верующего человека последствиями. В странах с большим влиянием католицизма по сей день отмечается низкий уровнень самоубийств.

Отечественная история знает массовое самоубийство христиан-старообрядцев путем самосожжения.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 0
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет



Глубинная психология от Фрейда до наших дней