On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение
Член тифоаналитического общества




Пост N: 66
Зарегистрирован: 28.10.06
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.09.07 21:26. Заголовок: ПТСР хоббита Фродо


Наверняка на это кто-то уже обращал внимание раньше. Последние главы знаменитой трилогии Дж.Р.Толкиена «Властелин колец» описывают определенный недуг у главного героя сказки – хоббита Фродо Торбинса. Симптомы этого недуга достаточно хорошо укладываются в рамки посттравматического стрессового расстройства.
Судите сами.

 цитата:
…в начале марта Фродо неожиданно заболел. Тринадцатого числа старик Хлопчатник нашел его лежащим поперек кровати в забытьи. В руке Фродо сжимал белый камень, который он всегда носил на шее. Губы его шевелились. Старый Том нагнулся и едва расслышал чудные слова: «Оно ушло, ушло навсегда. Без него так темно и пусто...» Но приступ скоро прошел, и когда двадцать пятого вернулся Сэм, Фродо был в полном порядке, и ничего ему не сказал…
…Одним словом все шло хорошо, и обещало стать еще лучше. Сэм был всем доволен. Не нравилось ему только, что Фродо как-то все больше выпадал из жизни Хоббитании, и никаких почестей не имел, да видно, и не стремился к ним…
…Но вот осенью их коснулась тень прежних забот.
Как-то вечером Сэм нашел Фродо в странном состоянии. Хозяин был бледен, как мел, а глаза невидяще смотрели куда-то вдаль.
– Что с вами, сударь? – обеспокоился Сэм.
– Я ранен, – неожиданно ответил Фродо, – ранен глубоко, и никогда не оправлюсь от этой раны.
Сэм ни на шутку разволновался, но уже на следующий день Фродо выглядел по-прежнему, и судя по всему, был вполне здоров. Тогда Сэму пришло в голову взглянуть на календарь, и он все понял. Ровно два года назад на Заверти Король-Призрак ранил его хозяина.
Шло время. В марте Фродо заболел снова. Ему потребовалось собрать всю свою волю, чтобы не привлечь внимания…



Далее Толкиен описывает последний путь Фродо вместе со старым Бильбо и сказочными эльфами в некую «Серебристую Гавань» (в другом переводе «Приют»).

 цитата:
– А-а, привет Фродо! – сказал Бильбо слабым голосом. – Видишь, отправляюсь вот в новое путешествие. Ты тоже?
– Да, и я тоже, – просто ответил Фродо. – Хранители Кольца должны быть вместе.
Сэм только сейчас понял, что происходит. Он подскочил в седле и закричал:
– Куда же это мы едем сударь?!
– В Серебристую Гавань, – спокойно ответил Фродо.
– А я?
– А ты, – нет. Пока, во всяком случае. Ты только проводишь нас. Правда, твоя судьба тоже вплетена в историю Кольца, и твое время может еще настать. Да не печалься ты, Сэм, – видя его смятение, улыбнулся Фродо. – Не можешь же ты вечно разрываться надвое. Запомни: ты должен быть один на все времена. У тебя впереди еще много дел и много радостей.
– Но... – Сэм чуть не плакал, – я думал, после всего вам понравится Хоббитания, и я так хотел...
– Я тоже так думал, Сэм. Раньше. Но теперь я знаю, что рана моя слишком глубока. Я хотел спасти Хоббитанию, и теперь она спасена, но не для меня. Так часто бывает, когда нужно что-то спасти: кто-то должен отказаться от него, потерять для себя, чтобы сохранить для других. Но не горюй, ты ведь мой наследник. Все, что я имел, все твое…
[…]
Уходила Третья эпоха. Уходили Элронд и Галадриэль, минули дни Колец, и к концу приходила песнь о тех временах. Эльфы покидали Средиземье, и среди них и вместе с ними, полные светлой печали ехали Бильбо, Фродо и Сэм…
[…]
– Что ж, друзья, -сказал Гэндальф, - на этом берегу кончается история самой замечательной в Средиземье дружбы. Идите с миром! Я не буду уговаривать вас не плакать, потому что слезы – это не всегда плохо.
Фродо поцеловал Мерри и Пина, а последним Сэма. как только он взошел на палубу, мачты оделись парусами, поднялся ветер, и корабль плавно заскользил к выходу из залива. И корабль вышел в Верхнее Море, и шел, и шел на запад, пока наконец в ночи, наполненной теплым дождем и ветром, Фродо не ощутил томительное благоухание, разлитое в воздухе, и не услышал звуки нежного напева, летящие над водой.
Потом, как во сне, который снился ему в доме Бомбадила, серая завеса дождя стала стеклянно-серебристой, медленно раздвинулась, и перед ним открылась далекая зеленая страна в мягком свете восходящего солнца…




Итак, в пользу ПТСР Фродо свидетельствуют следующие факты:

1) Наличие травмирующего события представляющего угрозу смерти и/или серьезного вреда. Это важнейший критерий для диагноза ПТСР. Приключения хоббита были сопряжены с многочисленными опасными ситуациями, в которых ему приходилось смотреть в лицо смерти. Особенно травмирующими для Фродо должны были стать встреча с Королем-Призраком в которой он получил рану в плечо, захват паучихой-монстром Шелоб, борьба с Горлумом, разрушение Горы потоками лавы после уничтожение кольца и пр.

2) Синдром "вторжения" – второй по важности критерий для диагноза ПТСР. Травмирующее событие повторно переживается в виде навязчивых воспоминаний о нем, возникают такие действия или ощущения, как если бы травматическое событие происходило вновь.
Фродо периодически впадает в состояние некоего «забытья», в котором говорит об ощущении «темноты и пустоты», о «глубокой ране от которой нельзя оправится». Сэм догадывается о связи этих переживаний с пережитыми психическими и физическими травмами Фродо. («Ровно два года назад на Заверти Король-Призрак ранил его хозяина» ).

Во время приступов хоббит сжимает висящий на груди белый камень. Это транквилизатор – волшебный камень эльфийской принцессы Арвен. Она подарила его Фродо со словами: «Больше ни во сне, ни наяву вас не будут тревожить ни тьма, ни страх. Отныне и навсегда вы свободны от этих воспоминаний». Но, как мы видим, даже магия не всегда способна справится с синдромом вторжения.

Мы ничего не знаем о снах Фродо в этот период (которые также должны были быть наполнены сюжетами травмирующих событий), хотя Толкиен указывает, что хоббит часто пытается утаить от окружающих происходящее с ним – «собирает всю свою волю, чтобы не привлекать внимания».

Кроме того, Фродо начинает писать книгу о своих приключениях – т.е. сознательно стимулирует репереживания и литературно фиксирует их.

2). Синдром " избегания" заключается в постоянном избегании мыслей, разговоров связанных с травмой; частичном или полном забывании важных аспектов травмы; выраженном снижении интереса к ранее значимым видам деятельности; чувстве отрешенности или отчужденности от окружающих, сужении разнообразия эмоциональных реакций. Данный синдром противоположен по направленности синдрому вторжения и в определенной степени является его компенсацией.

У Фродо он проявляется, прежде всего, социальной отчужденностью. В отличие от друга Сэма Фродо не женится, не рассказывает в компаниях о своих приключениях как Пиппин и Мерри, старается не привлекать внимания других к своим переживаниям, уединяется в своем доме. («Фродо как-то все больше выпадал из жизни Хоббитании»).

Первый приступ недуга Фродо как раз проявляется преимущественно синдромом избегания. Он относится к началу возвращения хоббита вместе с друзьями домой после победы над темными силами. Фродо весь день молчит и с трудом решается переправиться вброд через реку. Только вечером он рассказывает Гэндальфу об ощущении боли в раненом плече и «холоде в сердце».

3). Синдром гиперактивности как устойчивое проявление повышенного возбуждения, раздражительности, внезапных вспышек гнева, усиленной реакции на опасность, нарушений сна и пр. у Фродо практически не выражен. К нему можно отнести лишь непосредственные эпизоды приступов во время которых хоббит начинает возбужденно говорить о своих болезненных переживаниях, теряет возможность контролировать себя.

Таким образом, у нас есть достаточно оснований в пользу диагноза ПТСР Фродо Торбинса. Но почему это расстройство коснулось только Фродо, но не Сэма, Пиппина и Мерри (которые также пережили не одну смертельную опасность)? Ответ согласно сюжету заключается в том, что Фродо суждено было нести бремя хранителя Кольца. Именно факт длительного контакта с кольцом становится ключевым триггером для развития ПТСР у Фродо.

Что это за волшебное кольцо? Оно воспринимается его владельцами амбивалентно – с одной стороны как нечто зловещее, с другой стороны как доставляющее его обладателю определенное странное удовольствие, овладевающее им помимо воли. Это удовольствие почти наркотическое, оно намного сильнее радостей обыденной жизни. И в контексте развития событий сказочной трилогии можно смело утверждать, что это удовольствие смерти (достижения полного покоя).

Кольцо позволило хоббиту «подсмотреть» дальше некого предела доступного в обычной жизни – он увидел привлекательность смерти, он почувствовал вкус достижения полного покоя. После этого тесного контакта со смертью он не может более радоваться жизни (хроническому умиранию). Фродо не может получать удовольствие от жизни т.к. видел удовольствие намного превосходящее. «Без него так темно и пусто», - говорит он о потере Кольца.

Поэтому вполне логичен финал сказки – Фродо получает замену эквивалентную Кольцу, а точнее то же самое, что несло Кольцо (за вычетом атрибутики зла) – т.е. смерть. Он уплывает в «Серебристую Гавань». «Серебристая Гавань» (или «Приют») символически вполне прозрачна – это рай или покой к которому стиримится и отходит Фродо. Он умирает.


Вот собственно и все.
Да простят меня за это интеллектуальное баловство поклонники сказок Толкиена.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 5 [только новые]


Член тифоаналитического общества




Пост N: 68
Зарегистрирован: 28.10.06
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.09.07 16:12. Заголовок: Re:


Мы обсудили это сообщение на очередном заседании тифоаналитического общества. (См. стенограмму ). Помимо Фродо, тифоаналитический взгляд пал на Тома Бомбадила, Арагорна, Боромира, Гэндальфа и др.

Кстати, эпизодический Том Бомбадил оказался весьма и весьма любопытным персонажем трилогии…


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Член тифоаналитического общества




Пост N: 77
Зарегистрирован: 28.10.06
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.10.07 19:44. Заголовок: Re:


Еще несколько штрихов к теме.

1.
Если обратиться к самому символу Кольца, то оно отсылает нас к образу Уробороса – змея кусающего свой хвост. Это нечто первичное, первоосновное, где нет какого-то бы ни было разделения (в т.ч. жизни и смерти).

Кроме того, Кольцо ближе к женскому, материнскому символу. Мне, например, трудно представить, чтобы все те же события трилогии происходили, если бы вместо Кольца Фродо нес какую-то Волшебную Палочку. Интуитивно здесь ощущалась бы некоторая нестыковка – палочка не содержит в себе чего-то таинственного и зловещего. Другое дело кольцо. Всё глубокое, охватывающее, окружающее, облекающее относится к матриархальной сфере. Кольцо, пещера, земля, морское дно, фонтан, пропасть – все это части одного материнского архетипа. В то же время они одновременно могут выступать и символами смерти. Поэтому такие символы, как пещера, земля, могила, саркофаг и гроб — также символы соединения с Великой Матерью. Это возвращение рожденного обратно в небытие. В нашем случае, Фродо соединяется с Великой Матерью и со Смертью посредством надевания Кольца. Он стремится быть поглощенным и растворённым в океане удовольствия (так называемая эголитическая тенденция по Э.Нойману).

Показательно, что уничтожение Кольца знаменует собой уход Третьей Эпохи – эпохи волшебства, великих магов и эльфов. Это наступление следующей стадии развития сознания по Э.Нойману - эпохи взросления, возмужания и покорения матриархальной иррациональности силой рацио.


2.
По поводу некачественной жизни Фродо «до» начала его приключений с Кольцом, в книге прописаны следующие моменты, которые можно считать предрасполагающими факторами для вероятностного возникновения ПТСР:

А) Оба родителя Фродо погибли, когда он был еще ребенком. Отец с матерью плыли на лодке по реке, перевернулись и утонули. Фродо оказался сиротой и «совершенно без средств». Он худо-бедно жил в поселке у своего дедушки, пока Бильбо не приютил Фродо у себя в Торбе-на-Круче (Фродо в это время был уже в юном возрасте).

Б) Фродо фактически переживает очередную утрату, когда Бильбо внезапно и тайно уходит из Хоббитона. Для сироты Фродо этот старый хоббит был покровителем и, в определенной степени, выполнял функции матери/отца.
Далее можно наблюдать идентификацию Фродо с потерянным объектом. Он становится «наследником», владельцем имущества Бильбо и самой дорогой для него вещью – Кольцом. На фоне этого, Фродо начинает смутно предчувствовать и желать, что и его ждут приключения аналогичные бильбовским. Далее, с развитием событий, Фродо в значительной степени повторяет судьбу Бильбо.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Член тифоаналитического общества




Пост N: 211
Зарегистрирован: 28.10.06
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.05.08 11:46. Заголовок: На одном из заседани..


На одном из заседаний общества мы вновь затронули тему миров Толкиена, а именно, фигуру Саурона, мотивы действий темного мага. См. стенограмму

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.07.08 14:04. Заголовок: ...Есть ещё фильм Лю..


...Есть ещё фильм Люка Бессона - "Голубая бездна".

Спасибо: 1 
Цитата Ответить
Член тифоаналитического общества




Пост N: 254
Зарегистрирован: 28.10.06
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.08.08 08:53. Заголовок: Бета пишет: ...Есть..


Бета пишет:

 цитата:
...Есть ещё фильм Люка Бессона - "Голубая бездна".


Не смотрел этот фильм (или смотрел, но не помню :)). Возьму на заметку.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 0
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет



Глубинная психология от Фрейда до наших дней