Пост N: 1
Зарегистрирован: 08.11.06
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Рейтинг:
0
Отправлено: 21.06.07 20:48. Заголовок: Жуткое
Здравствуйте. Хотел бы поговорить вот о чем. В Интернете на сегодняшний день массово расходятся ссылки на фотографии ужаснейших аварий со смертельным исходом, с видом расчлененных или исковерканных человеческих тел (пользователи сети присваивают таким материалам метку "жесть", кстати, тоже показательно)... Рейтинг у таких материалов, по моим оценкам, не ниже чем у порнографических или эротических. Одно время, помню, продавалось видео "Лики смерти", куда были включены документальные материалы, домонстрирующие убийства, казни, пытки и т.д. В результате мне уже долгое время не дает покоя вопрос, в чем притягательная сила сцен насилия, крови, искалеченных человеческих тел, трупов и тому подобных фото- и видеоматериалов? Можно ли рассматривать подобный факт как признаки влечения к смерти у определенных лиц? Как можно рассмотреть подобный феномен с точки зрения психической экономики?
Вопрос интересный, и скорее всего, в настоящем на него нельзя дать исчерпывающий ответ. Необходимо практическое исследование данной проблемы, которое могло бы объективно показать насколько и в какую сторону изменяется влечение после просмотра подобных материалов.
Как резкое отвержение некрофильной тематики, так и повышенный интерес к ней, могут свидетельствовать об усилении влечения к смерти. В первом случае будет явное влияние защитных механизмов Эго, во втором случае Эго синтонно интересу (Например, в субкультуре так называемых готов подобная ориентация может быть суперэгальным дозволением и рекомендацией: «Это можно. Это маркер твоей идентификации»).
В настоящем распространено обывательское предубеждение, что просмотр картин смерти способствует усилению агрессивности, склонности к убийствам и самоубийствам. Как правило такие идеи выдвигают люди, которые сами явно отвергают тему смерти, избегают внешних ее свидетельств. С тифоаналитической точки зрения справедливо допущение об их бессознательном ощущении собственных авитальных тенденций, боязни некой катастрофы при их прорыве в сознание.
На самом же деле, ситуация во многом обратная. Человек чувствующий потребность в жутком и просматривающий картины смерти получает определенное удовлетворение, а значит, снижает напряжение от давления авитальных сил.
Возможно, в некоторых случаях, жуткое может иметь возбуждающий характер. Но в этом случае нужно говорить не о внешней стимуляции некрофильной тематики, а о значительном усилении влечения к смерти, которое не находит достаточного удовлетворения от пассивного просмотра и требует дополнительной разрядки. Т.е. детерминанты здесь внутренние.
Конечно же человек просматривающий в Интернете реальные документальные свидетельства смерти может получать информацию об определенных способах убийств и самоубийств. Также и просмотр порнографического материала может расширить кругозор о техниках секса, но сам по себе не формирует сексуальное желание (здесь тоже определяющи внутренние факторы – гормоны). Потому еще раз подчеркну главенство внутренней детерминации. Если представить, что на Земле вдруг исчезли бы все женщины, это не означало бы, что мужчины одновременно с этим потеряют сексуальное желание и не найдут какие-то способы его удовлетворения. То же самое и с авитальной активностью. Если исчезнет смертный материал в Ин-ете, то человек найдет другие способы реализации авитальной активности.
Кстати, на одном из заседаний нашего общества мы затрагивали тему желания человека просматривать фильмы ужасов. Пришли к выводу, что внутри группы любителей есть контингент обывателей, чья жизнь настолько бедна событиями, настолько предсказуема и скучна, что требуется определенная компенсация через внешние пугающие стимулы, стимулы абстрактно вносящие неопределенность и риск.
Так что поднятая тема интересна и наверняка в ней очень много нюансов. Попробую подключить к ее обсуждению Ю.Вагина, тем более, что в одном из коротких интервью он как раз дает ответы на подобные вопросы.
Новой ссылки нет, но могу процетировать (текст короткий):
цитата:
Мнение. БОЕВИК ПО ГИППОКРАТУ
Юрий Вагин, ассистент кафедры психиатрии и медицинской психологии ПГМА:
- Влияние популярных сегодня фильмов-боевиков на психологическое здоровье тех, кто их смотрит, я определил бы словами Гиппократа: "Все, что в мире есть, может быть и лекарством, и ядом". То есть все зависит от дозировки. Правда, за 13 лет работы я ни разу не сталкивался ни с тем, чтобы просмотр боевиков усугубил проблемы человека, связанные со стрессом, ни с тем, чтобы благодаря боевикам эти проблемы исчезли. Но специалисты, занимающиеся изучением данного влияния целенаправленно, отмечают как плюсы таких фильмов (добро в них всегда побеждает зло), так и минусы: после них подростки нередко утрачивают ощущение реальности своего агрессивного воздействия на окружающих. Ведь на экране герои в каких только переделках не оказываются - и ничего серьезного. Жизнь, разумеется, от подобных иллюзий потом избавляет. И довольно быстро.
Газета "Пермские новости" №39 (1108) от 28.09.2001
Отправлено: 27.06.08 09:24. Заголовок: В настоящем распрост..
цитата:
В настоящем распространено обывательское предубеждение, что просмотр картин смерти способствует усилению агрессивности, склонности к убийствам и самоубийствам. Как правило такие идеи выдвигают люди, которые сами явно отвергают тему смерти, избегают внешних ее свидетельств.
Этим вопросом как нигде озабочены в Православной Церкви. Но тема смерти никак не отвергается в православии. Наоборот, "помни последняя своя и вовек не согрешишь". Нам заповедано иметь память смертную, чтобы "трезвиться". Слово это может выглядеть смешно, но я знаю, что грех действительно опьяняет, лишает здравого смысла. Лекарство от этого опьянеения - память смертная.
И внешних свидетельств смерти не избегает православие: В каждом храме на видном месте - Крест в распятым Христом, мало того, кровь из ран, а в подножии - череп (!) праотца Адама.
А Пасхальный тропарь? Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав Хи-хи... Это что, готическое произведение? Нет, самая светлая и радостная молитва в году!
цитата:
Но специалисты, занимающиеся изучением данного влияния целенаправленно, отмечают как плюсы таких фильмов (добро в них всегда побеждает зло)
Очень поверхностный взгляд, имхо, копают по поверхности. Упустили один нюанс. Большинство героев боевиков - прямо-таки безнравственные люди, что не мешает им быть симпатичными зрителю в силу... ой забыла психологический термин, когда зрительне только сочувствует, но и отождествляет себя с героем, и вот вам победа "добра". "Добро" это весьма сомнительное, жильцы домов то в лифте, то в укромном уголке подъеза порой кучками такое находят. Здесь срабатывает то самое опьянение, паралич здравого смысла, из которого вытекает порочная логика: симпатичный лично мне - значит добрый.
Что- то не припомню самых вопиющих примеров таких героев - симпатичных подонков навскидку, но сама темка поднималась в "Дозорах" насчет того, что "светлые" имеют на своейй нравственности и чести весьма внушительные пятна, типа как на солнце.
Думаю, прочитав мое сообщение, Вы лучше меня нагора понавыдаете таких примеров.
Прошу комментов с точки зрения тифоанализа - как же мне иначе с ним ознакомиться - теория в меня не лезет?
цитата:
В середине нашего века константинопольский Патриарх Афинагор Первый так говорил о времени умирания: "Я хотел бы умереть после болезни, достаточно долгой, чтобы успеть подготовиться к смерти, и недостаточно длительной, чтобы стать в тягость своим близким. Я хотел бы лежать в комнате у окна и видеть: вот Смерть появилась на соседнем холме. Вот она входит в дверь. Вот она поднимается по лестнице. Вот уже стучит в дверь... И я говорю ей: войди. Но подожди. Будь моей гостьей. Дай собраться перед дорогой. Присядь. Ну вот, я готов. Идем!"...
Одно из самых тягостных зрелищ на свете - поминки, совершаемые атеистами. Вот все пришли домой от свежей могилы. Встает старший, поднимает рюмку... И вот в этот момент все просто физически ощущают, что они что-то могут и должны сделать для того, с кем только что они простились. Молитва об ушедших - это потребность сердца, а не требование церковной дисциплины. Сердце требует: помолись!!! А рассудок, покалеченный еще школьными уроками безбожия, говорит: "Незачем молиться, некому и не о ком: небеса полны разве что радиоволнами, а от того человека, с которым мы жили еще три дня назад, не осталось уже ничего, кроме того безобразия, которое мы только что засыпали землею". И на лицах людей отражается эта внутренняя ошибка. И звучат столь ненужные слова: "Покойный был хорошим семьянином и общественным работником"...
и далее...
Имхо, для тифоанализа православное учение о смерти - Клондайк. Для расширения кругозора.
Отправлено: 27.06.08 20:21. Заголовок: Viola пишет: Очень п..
Viola пишет:
цитата:
Очень поверхностный взгляд, имхо, копают по поверхности. Упустили один нюанс. Большинство героев боевиков - прямо-таки безнравственные люди, что не мешает им быть симпатичными зрителю в силу...
Ну а почему они все-таки симпатичны зрителю? Не потому ли что в т.ч. безнравственны? Сценарий боевиков часто типичен: герой терпит какую-то личную трагедию, что дает ему право быть безнравственным и рубить врагов направо-налево без суда и следствия. И симпатичен этот герой человеку, который тоже чувствует желание выплеснуть свою агрессию, но в силу нравственности не может себе позволить это. Такой человек может фантазировать, что когда-нибудь ему достаточно сильно засандалят по правой щеке, после чего он получит право не подставлять левую, а отвечать по принципу «око –за око, зуб – за зуб».
Отправлено: 27.06.08 20:42. Заголовок: Ответ здесь. В вирту..
цитата:
Ответ здесь. В виртуальном мире все более прозаично
Да я уже разобралась, что шла по ссылке "новое", вот и все.
цитата:
Ну а почему они все-таки симпатичны зрителю? Не потому ли что в т.ч. безнравственны? Сценарий боевиков часто типичен: герой терпит какую-то личную трагедию, что дает ему право быть безнравственным и рубить врагов направо-налево без суда и следствия. И симпатичен этот герой человеку, который тоже чувствует желание выплеснуть свою агрессию, но в силу нравственности не может себе позволить это. Такой человек может фантазировать, что когда-нибудь ему достаточно сильно засандалят по правой щеке, после чего он получит право не подставлять левую, а отвечать по принципу «око –за око, зуб – за зуб».
Вспомнила пример. Черная мамба из Убить Билла. Ничего позитивного не сотоврила, и из дочери вырастит моральную уродину, "без вины виноватую", но не менее деструктивную.
Вот Вам и доказательство бытия Бога. Если бы не Его сдерживание, земного шара уже не существовало бы.
цитата:
Ну а почему они все-таки симпатичны зрителю? Не потому ли что в т.ч. безнравственны?
Возможно. Какой-то чел с телевидения признавался, что люди неохотно смотрят репортажи о добрых делах. О рейтингах передач о подонках выше говорилось. Имхо, это дает зрителю самоутверждение "Я не такой, я лучше".
Передачи о благотворительности будят остатки совести в человеке, он чувствует, что и он вроде что-то должен бы, но не делает. Люди избегают обличения.
Вспомнила пример. Черная мамба из Убить Билла. Ничего позитивного не сотоврила, и из дочери вырастит моральную уродину, "без вины виноватую", но не менее деструктивную.
Вот Вам и доказательство бытия Бога. Если бы не Его сдерживание, земного шара уже не существовало бы.
Да вроде бы они все в фильме как на подбор сплошь безнравственные . Но откуда доказательство бога мне не совсем ясно.
Viola пишет:
цитата:
Имхо, для тифоанализа православное учение о смерти - Клондайк. Для расширения кругозора.
. Viola, Вы можете представить православную точку зрения на вопросы смерти в отдельной теме. Потому что в данной теме мои комментарии будут не совсем уместны. А так я охотно пораспрашиваю Вас и выскажу свое мнение. Постараюсь быть корректным.
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 0
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет