On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение
Член тифоаналитического общества




Пост N: 9
Зарегистрирован: 28.10.06
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.12.06 12:55. Заголовок: Экономика иллюзии


На одном из заседаний общества мы обсуждали «белые пятна» тифоанализа – те области психического, которые еще должным образом теоретически не структурированы и не интегрированы с прочими положениями концепции.
Одним из таких белых пятен является иллюзия, точнее не сама она (как теоретически так и практически тифоанализ таки построен на разрушении иллюзий и мифологем :) ), а ее экономическая функция. Почему человек упорно придерживается иллюзий различного масштаба, не хочет оставлять их, в то время когда отказ от данных иллюзий с очевидностью сулит повышение качества его жизни? Мои размышления на эту тему увели меня в 4 век до н.э. и даже несколько за пределы психологии. Понятно, что в такой дали я не отыскал удовлетворительного ответа, но поделится своим ассоциативным рядом на форуме мне ничего не мешает.

Что вверху - то и внизу. Потому вполне можно обратить внимание и на макросоциальный уровень, такой как эпоха Македонского.
Завоевания Александра проходили под знаменем иллюзии: "Великая Македония". Александр был креативной личностью с усиленным ритмом агрессии-элиминации. Прославление Македонии, наращивание ее политической мощи через покорение тех, кто этого совсем не хотел, было достаточно трудным орешком, а стало быть, многообещающим соблазном в плане максимального снижения энергетического потенциала коим обладал Македонский. Здесь вроде бы все ясно: иллюзия становится индивидуальной формой канализацией влечения к смерти.
Что происходит дальше, когда индуктор иллюзии пытается внедрить ее в мозги ближних? Зачем иллюзия должна стать разделяемой? Вроде бы и здесь выгода тоже очевидна: она позволяет синхронизировать механизмы агрессии и элиминации одного человека с другим и тем самым она позволяет снижать напряжение за счет уменьшения вероятности внешнего сопротивления и повышения вероятности внешней помощи. Помощь соратников в деле прославления Македонии позволила Александру ритмизировать работу агрессии и элиминации на длительный период. Македонский завязал бантик себе и своим землякам и даже с переменным успехом пытался навязать бантики чужеземцам (иллюзорные идеи космополитизма).
Смотрим дальше. Иллюзия - это виртуальная структура, это то чего нет. Для ее воплощения необходима свободная энергия и некая материя. В случае с Македонским он получил эту свободную энергию от соплеменников путем сужения диапазона ее выхода; а материальным субстратом стали военные победы и завоеванные территории. Теперь уже имеется не только виртуальная идея, но и некая ее материальная структура. Македоняне завоевали Персию, Среднюю Азию и Северную Индию (Великая Македния=Великие завоевания)
Чем иллюзорнее идея, которую отстаивает человек, тем порой героичнее он может выглядеть в глазах окружающих, ибо отстаивает нечто немыслимое и внешне экономически невыгодное, а стало быть преодолевает свои естественные механизмы саморегуляции. Хотя фактически иллюзия позволяет умирать в заданном ритме. Часто понятия "иллюзии" и "жертвенности" соседствуют.
Фактически иллюзия повышает напряжение в системе. Но это не есть самоцель иллюзии. Она призвана не для того чтобы поддерживать, а для того, чтобы выдерживать это напряжение ради того, чтобы канализировать влечение к смерти с целью формирования структур повышающих качество жизни (Всякая иллюзия служит идее "чтобы было лучше" т.е. подстраивается под принцип реальности). «Людям, которые переносят труды и опасности ради великой цели, сладостно жить в доблести и умирать, оставляя по себе бессмертную славу»,- говорил Македонский соблазняя воинов продолжать поход.
Конечно иллюзорная цель часто не достигается, особенно, если деятельность по реализации иллюзии рассчитана на длительное время - инволюционируют психические структуры создававшие проект иллюзии и обеспечивающие вероятность ее воплощения. В конце концов силы македонского войска были истощены. Соратники Александра наотрез отказались продолжать поход по дальнейшему завоеванию Индии. Как писал Арриан: «Те, кто посмирнее, только оплакивали свою учесть, но другие твердо заявляли, что они не пойдут за Александром…»
Рано или поздно возникает зазор между энергией которая требуется для поддержания структуры иллюзии и имеющейся в наличии (по аналогии с кризисом аутентичности). Большинство соплеменников Македонского обладали значительно меньшим энергетическим потенциалом и для качественного умирания им не нужна была структура в виде "Великой Македонии", они не могли ее длительно поддерживать. Структура должна разрушиться естественным образом. После смерти Македонского его военачальники вскоре начали войну за раздел государства между собой. Политическое и экономическое единство, которое стремился создать Александр Македонский на захваченных землях, было непрочным и быстро развалилось.
Но если все-таки иллюзия искусственно поддерживается (например, моральным прессингом или внешней дисциплиной), то страдают другие потребности, которым не хватает энергетического обеспечения. С этого момента иллюзия ведет себя как ложь: энергетическое обеспечение идет не на формирование и поддержание структуры иллюзии т.к. его объективно недостаточно, а на формирование неких менее энергоемких подструктур, которые обеспечивают видимость иллюзии. Человек формирует определенные элементы, которые как бы должны быть встроены в цепочку других звеньев системы-иллюзии. Беда лишь в том, что необходимые звенья никогда не будут созданы. Применительно к Македонскому – это было завоевание греческих городов. Как заметил Л.Гумилев: «Афины и Коринф, которые только что были покорены силой оружия, продолжали оставаться врагами Македонии, а жертвовать собой ради врага уж совсем бессмысленно».
Почему так обижается на ложь обманутый. Здесь нарушается его принцип реальности - минимум неудовольствия не обеспечивается обещанным максимумом удовольствия. При этом моментально падает качество жизни - сформированные структуры не адекватны наличному энергетическому состоянию. А это уже путь авитальной активности. Протест македонской армии против продолжения похода явился реакцией на значительное ухудшение собственного положения – массовая гибель в боях, от болезней, тоска по родной земле и близким, чуждые гордым эллинам принципы космополитизма и равенства с чужеземцами и пр…
Пишу и чувствую, что выходит что-то банальное. Роль иллюзии опять таки больше негативная и не понятна ее целесообразность и большая распространенность среди человеков. Здесь усматривается какая-то экономика и перераспределение энергий на макроуровне (социум) и не совсем ясно как это в конечном итоге влияет на отдельного человека.
Психотерапия основанная на разрушении структуры иллюзии безусловно позитивна. Тифоаналитическая психотерапия (как и любая другая) создает разность потенциалов социального багажа с которым пришел пациент с условиями которые предлагает терапевт (во многом они асоциальны в том смысле, что ненормальны для обыденности). Человек получает возможность скатиться с горки разрушая старые иллюзии, развязывая бантики до уровня уравнивания потенциалов. На этом психотерапия заканчивается. Наверно, важно, чтобы к этому времени пациент успел увидеть способ скатываться с других горок без посторонней помощи. Этим психотерапия отличается от революции.
Трагедия революционеров заключается в том, что после того как "мы старый мир разрушим" не происходит "а затем", привыкшие разрушать разрушают и дальше. Они усваивают некий "короткий путь" и умеют хорошо побеждать и получают от этого удовольствие, но не могут удержать победу, т.к. для этого им необходимо сформировать новые принципы, которые в свою очередь должны стать оппозиционны структуроразрушающим, т.е. создавать то, чего еще нет (иллюзию!) и терпеть это неудовольствие временного отсутствия желаемого.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 1 [только новые]


Член тифоаналитического общества




Пост N: 12
Зарегистрирован: 28.10.06
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.12.06 19:03. Заголовок: Re:


Есть категория идеологических иллюзий (да и не только их), где герой как бы по определению обречен на неудачу, но странным образом получает удовольствие в движении по пути реализации того, что никогда не может быть реализовано в принципе. В чем тут дело? В ошибке тестирования реальности? Скорее всего нет.
Это креативный выбор в пользу невозможного. Это случаи, когда величина энергетического напряжения наличествующего в креативной личности может уравновеситься только работой по ассимиляций информации и увеличению амплитуды агрессии/элиминации, которая не должна иметь реально достижимой цели (иначе в противном случае это риск прогрессивного повышения напряжения в организме).

Рассчитывал ли академик Сахаров победить тоталитарную систему? Верил ли Че Гевара в возможность всеобщего охвата и победы революции в Латинской Америке? Считал ли А.Матросов, единственно возможным успешным вариантом это броситься на амбразуру пулеметного дзота для достижения победы подразделения, которой он уже не мог насладиться?
Думаю, мозг этих людей вполне мог предсказать всю тщетность подобных интенций, но он вполне благоразумно закрывал глаза допуская лакунарный дефект трезвомыслия в пользу внутренней реальности организма, которая требовала тот уровень сложности задач для обеспечения возможности снижения напряжения, который бы соответствовал сложности креативной личности.


Понятна в таком случае и социальная оппозиционность фанатиков иллюзии и крен в сторону авитальной активности.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 0
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет



Глубинная психология от Фрейда до наших дней