On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение
Член тифоаналитического общества




Пост N: 3
Зарегистрирован: 28.10.06
Откуда: Пермь
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.11.06 18:36. Заголовок: "Боюсь" в "хочу" в гештальт-терапии


В гештальт-терапии имеется одна интересная психотерапевтическая техника. В учебнике В.Кондрашенко, Д.Донского «Общая песихотерапия» Мн., 1997 она названа Упражнение «Три фразы». Один из кусков заключается в следующем.
Цитирую:
«…По очереди с партнером произнесите три фразы, начинающиеся словами: «Я боюсь,что…», а затем замените начало фразы на слова: «Я хотел бы».
В свете тифоаналитического положения, согласно которому страх прикрывает собой желание (за любым страхом скрывается желание того, чего человек боится), я не мог обойти вниманием эту замечательную технику. Я вспомнил, что на одном тренинге по гештальт-терапии, на котором я присутствовал, психотерапевт действительно предлагала одной клиентке заменять фразу "я тебя боюсь", на "я тебя хочу". Естественно, стало любопытно узнать, кто автор техники и как он объясняет механизм работы и задачи данного упражнения. Однако, просмотрев все доступные книги Перлза, я не нашел подобного тезиса (Разве, что нечто близкое в гештальтистском положении о переводе тревоги в возбуждение). Также не нашел описание упражнения у Энрайта, Полстера, Робина, Наранхо.

Кондрашенко и Донской не являются гештальт-терапевтами, так что их авторство исключено. Сами они приводят скупое объяснение смысла упражнения: «Слова «Я должен», «Я не могу», «Я боюсь, что отрицают или снижают степень вашей ответственности за себя. Изменяя фразы, вы повышаете ответственность за свои мысли, чувства и поведение…»

На разных психологических форумах я задавал вопрос о механизме упражнения и его авторе.
Вот несколько интересных ответов:

Троглодит:
Я тоже не читал о замене фразы "я тебя боюсь", на "я тебя хочу". Думаю, что если такая фраза и была произнесена кем-то, то только в контексте конкретного примера... Терапевт вполне может попросить заменить «боюсь» на «хочу» конкретного клиента для фрустрирования его сопротивления. Клиент при этом может прочувствовать разницу в своих ощущениях и приобрести опыт, который уже не будет нуждаться во внешних подкреплениях.
Чувство страха обычно в гештальт-терапии ассоциируется с риском нарушения границ.
«Границы человеческого существа – границы "Я" – определяются всем его жизненным опытом и возможностями принять новые или усиленные переживания.
Граница человеческого "Я" – это граница того, что он допускает при контакте. Она состоит из целого спектра границ контакта и определяет действия, идеи, людей, ценности, установки, образы, воспоминания – все, что он свободно выбирает, чтобы быть полностью вовлеченным в окружающую действительность и одновременно откликаться на свои внутренние реакции.
Граница "Я" включает и риск, на который человек готов пойти ради личного совершенствования. Правда, при этом есть опасность столкнуться с новыми личными требованиями, которых он, возможно, не ожидал. Есть люди с особенно выраженным чувством риска, они постоянно находятся на острие развития. Большинству же людей необходимо предвидеть результаты своих действий, что пресекает яркие проявления поведения, а ведь это содержит в себе громадные возможности. Если им доведется попасть на незнакомую территорию, они могут испытать острое ощущение подъема, но легко утрачивают свою способность рассуждать и чувствуют себя одинокими и беспомощными. Если страх непреодолим, они выбирают меньший риск – а кто не рискует, тот не выигрывает.
Внутри границ "Я" контакт может даваться легко и доставлять приятное чувство удовлетворения. Так, опытный механик, прислушиваясь к звуку мотора, может определить, где неисправность. На границах "Я" контакт становится более рискованным, а вероятность получить удовольствие меньше. …. За пределами границы "Я" контакт почти невозможен.
Если человек окажется в очень жарком помещении, он может потерять сознание или вообще умереть, так как нарушены допустимые границы его жизнедеятельности. То же происходит и в психологической среде. Человек прервет контакт, если столкнется с грубыми оскорблениями или злонамеренными поступками, которые находятся за пределами его границ допустимого. Реакции в таких случаях могут быть самыми разнообразными – от болезненных переживаний и потери сознания при трагическом известии до менее заметных проявлений – таких, как вытеснение из памяти неприятных событий или хронического сопротивления».(с) И. Польстер, М. Польстер. Интегрированная гештальт-терапия. Границы "Я".

Чувство страха, само по себе – это совсем необязательно наличие защиты, тогда как наличие защиты всегда говорит о наличии страха потерять контроль над «Я», т.е. о страхе перед риском нарушения границ «Я».
Т.е. чувство страха можно понимать, как субъективную форму существования потребности в безопасности себя и своего личного пространства.

kostya ( http://www.psyforum.ru/ )
Интересное упражнение. Сам его не одни раз делал и давал на терапевтических, обучающих группах.
Любое упражнение довольно многогранно, поскольку при его выполнении каждый участник сталкивается со своими переживаниями. Автора упражнения не знаю. Могу рассказать вам, как я представляю данное упражнение и его теоретическую подложку.
Одним из смыслов упражнения является эксперимент направленный на возвращение проекций. Читая книгу Перлза "Эго, голод и агрессия" найдете много подкреплений этого упражнения.
Ф.Перлз, "Эго, голод и агрессия": "Проекция (например, агрессии) вычитает некоторое количество агрессии из личности, но прибавляет то же самое количество к окружающей среде. Избегая осознания своей агрессивности, вы вносите в свою жизнь страх".
Боюсь (страх) - это избегание контакта, хочу (желание) - стремление к контакту. Важно понимать, что речь идет о невротическом страхе, т.е. страхе, который появляется не в результате событий реально угрожающих нашей жизни, а являющийся следствием наших фантазий, представлений о том, что может случиться и т.д.
К примеру девушка впервые встречая молодого человека, говорит такую фразу: "Я боюсь, что ты меня поцелуешь". Страх девушки перед незнакомым молодым человеком - является ее фантазией, поскольку реально он ей ничем не угрожает и возможно она ему даже не интересна. Но в своих фантазиях она наделила его желанием приблизится к ней. Дальше мы можем исследовать эту ситуацию предложив ей сказать: "Я хочу чтобы ты меня поцеловал или я хочу тебя поцеловать". Т.о. девушка возвращает свое спроецированное желание и может осознать его.
В описанном же вами примере мне кажется есть не точность. Заменяется не просто "боюсь" на "хочу", а происходит замена в контексте всей фразы.

Blurb:Я не знаю теоретического обоснования… В принципе, прикинув, как может выглядеть эта техника и попробовав её мысленно воспроизвести, могу предположить, что она позволяет клиенту откалибровать собственную невербалику, помещая проблемное состояние в неуместный контекст, вскрывающий амбивалентность собственных желаний клиента. Своего рода reductio ad absurdum, которое обнажает "иллюзию альтернатив" - стремление и кажущуюся необходимость избегания того, что приносит определённую "вторичную выгоду".

_________________________
Таким образом, авторство пока не установлено, но в общих чертах гештальтистская позиция на механизм упражнения ясна.
Предлагаю обсудить данную технику с тифоаналитической позиции. Будет также интересно услышать представителей других психотерапевтических школ.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 2 [только новые]


Член тифоаналитического общества




Пост N: 87
Зарегистрирован: 28.10.06
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.11.07 20:54. Заголовок: Нашел источник! К.Р..


Нашел источник!

К.Рудестам Групповая психотерапия. Раздел "Практические упражнения. Гештальт-группы"
По К.Рудестаму это упражнение называется "Сила языка".

В списке литературы, который приводит Рудестам после описания этого упражнения имеется Phyne, J. The Gestalt art experience. Monterey, Calif.: Brooks/Cole, 1973.

Таким образом, есть основания предполагать, что J.Phyne и есть автор этой техники.
Но если К.Рудестам полностью пересказывает J.Phyne, то надо заметить, что объяснение упражнения весьма скупое.
Судите сами (привожу текст полностью).

 цитата:
Сила языка

Цель: Язык – важнейшее средство коммуникации, форма существования и выражения мышления. Это упражнение помогает членам группы изменить структуру своего языка.

Необходимое время: 30 минут.

Материалы: Нет.

Подготовка: Специальной подготовки не требуется.

Процедура: Сядьте лицом к лицу с партнером и, глядя ему в глаза, скажите три фразы, начиная каждую словами "я должен". Не предоставляя вам обратной связи, партнер в свою очередь выскажет три фразы, начиная каждую словами "я должен". Теперь вернитесь к своим фразам и замените в них слова "я должен" словами "я предпочитаю", сохранив неизменными остальные части. Затем выслушайте измененные фразы в утверждениях партнера. Поделитесь своими переживаниями.

По очереди с партнером скажите три фразы, начинающиеся словами "я не могу". И затем замените в них "я не могу" на "я не хочу", сохраняя остальные части неизменными. Поделитесь с партнерами своим опытом и посмотрите, можете ли вы почувствовать свою способность отказаться, а не свою некомпетентность или беспомощность.

По очереди произнесите три фразы, начинающиеся со слов "мне надо", и затем замените "мне надо" на "я хочу". Поделитесь своими переживаниями и посмотрите, ведет ли замена необходимости желанием к ощущению свободы или к облегчению. Является ли то, о чем вы говорили, чем-нибудь действительно жизненно необходимым для вас или чем-то тем, что вам хотелось бы, но без чего можете прожить.

Наконец, по очереди с партнером скажите три фразы, начинающиеся словами "я боюсь, что", и затем поменяйте "я боюсь, что" на "я хотел бы", оставляя остальные части фраз без изменений. Поделитесь своими переживаниями с партнером и посмотрите, мешает ли страх достижению важных целей и приобретению интересующего опыта.

Слова "я должен", "я не могу", "мне надо" и "я боюсь, что" отрицают вашу способность быть ответственным. Изменяя свой язык, вы можете сделать шаг к повышению ответственности за собственные мысли, чувства и действия.



Таким образом получается, что смысл упражнения лишь в "повышении ответственности". Схожую точку зрения я недавно услышал от полимодального терапевта, который сказал, что смысл этого упражнения не в конкретной цели перехода от "я боюсь" к "я хочу", но в получении уникального опыта осознавания, открытии тех ощущений и переживаний которые стимулируют эти вводные фразы.

Если все это так, то больших оснований говорить в приоретете гештальт-терапии в установлении генетической связи желания и страха нет. Впрочем, возможно только пока нет (пока не будет доказано обратное).

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 13.01.12
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.01.12 14:20. Заголовок: Рудестам. Групповая психотерапия. механизм "Силы языка"


Раздел:Принятие ответственности за самих себя.

Причиной любого невротического механизма является неспособность индивидуума принять ответственность за свое "Я". Интроецирующий индивидуум не может различать свои чувства, убеждения и чуждые идеи, которые были усвоены им, но не ассимилированы и не сделаны своими собственными. Проецирующий индивидуум переносит свои импульсы на других. При патологическом слиянии человек не может развести свое "Я" и более объемное "Мы", то есть дифференцировать себя и Других. Ретрофлексирующий индивидуум объективирует и отторгает важные аспекты своего "Я". Гештальтподход в терапии помогает преодолеть невротические механизмы с помощью изменения средств коммуникации и структуры языка.

В гештальгруппе поощряется непосредственное обращение к другому человеку в первом лице, а не разговор о нем в третьем лице. Сплетни и советы, интеллектуализирование и психологизирование, а также нарушение границ "Я" других людей не одобряются. Руководитель группы помогает членам группы ощутить то, как они используют местоимения и глаголы. Например, участник говорит: "Это ужасно – бить своих детей". Руководитель просит его указывать, к кому обращено это высказывание, или хотя бы использовать местоимение "я". Когда предложение изменено на "Это ужасно, что я бью своих детей", участник принимает ответственность как за свои чувства, так и за свои действия. Таким образом, посредством персонификации местоимений неопределенность, составляющая сущность патологического слияния, и нарушенное функционирование при проекции и интроекции изменяются и способствуют адекватному контакту.

Руководитель гештальт-группы должен внимательно относиться к использованию глаголов, в частности глагола могу, а также к использованию глаголов с некоторыми модальными словами, например надо, должен. Изменяя их на хочу, не хочу, выбираю, члены группы принимают ответственность за свои мысли, действия и связанные с ними чувства, усиливают контроль за своим поведением, а не контролируются им. Руководитель также поощряет членов группы заменять союз "но" на союз "и". Когда две части предложения соединены союзом "но", то первая часть отвергается или определяется через вторую часть. Предложение "Я хочу заниматься этой проблемой, но я боюсь" может быть закончено "следовательно, я не хочу". Предложение "Я хочу заняться этой проблемой, и я боюсь" имеет совсем другое значение, так как в первом предложении союз "но" препятствует говорящему принять ответственность за себя. Руководитель также поощряет членов группы заменять вопросительные предложения на утвердительные для того, чтобы они смогли обнаружить свои собственные ресурсы, а не пытались мобилизовать их у других людей, представляя себя беспомощными.

Принятию ответственности за себя также способствует осознание того, на кого мы возлагаем ответственность за себя, как прерываем себя, как мешаем себе ощущать все в полной мере. Члены группы часто делают других ответственными за себя, полагая, что их чувства вызываются другими людьми и что они поэтому являются жертвами чужих воздействий. Член группы, который считает, что его состояние депрессии вызвано тем, что любимая девушка "заставила" его испытывать эти чувства, может получить задание сказать ей в воображении: "Я считаю тебя ответственной за то, что я испытываю депрессию". Это помогает участнику научиться принимать ответственность за передачу другим людям своих собственных функций по возбуждению чувств и контролю за ними. Со временем он сможет мягко сказать: "Я почувствовал это, когда ты...", тем самым усиливая свою собственную ответственность (Passons, 1975).

Тенденция избегать принятия ответственности за самих себя и делать ответственными других говорит о том, что у человека проявляются такие симптомы, которые Перлз назвал "дырами в личности". Согласно Перлзу (Perls, 1969a), индивидуум проецирует что-то вовне тогда, когда не может это мобилизовать в самом себе. Руководители гештальт-группы понимают, что они представляют собой экран для проекций ограниченных возможностей членов группы. Уделяя членам группы внимание, руководители одновременно фрустрируют их, отказываясь дать поддержку, и тем самым заставляют их выискивать ресурсы внутри самих себя и, следовательно, принимать ответственность за свои чувства


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 0
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет



Глубинная психология от Фрейда до наших дней