Данная статья планировалась как расширенный вариант статьи Ю.Вагина и В.Мирошниченко "
Влечение к смерти и желание смерти". Окончательно она не была отредактирована. Тем не менее, выложу как есть.
Желание смерти и влечение к смерти на арене жизни. В современной психологии понятия потребности, влечения, желания, побуждения, мотива являются, с одной стороны, тесно взаимосвязанными, с другой стороны, они не имеют четкого и общепризнанного значения. В «Большом психологическом словаре» Б.Мещерякова и В.Зинченко они характеризуются как «нестрого сопоставимые», «неполно теоретически проработанные», хотя и «интуитивно ясные». Предлагается даже использовать их как базис «первичных неопределяемых понятий» для определения других психологических категорий [2].
Как известно, понятие «влечения» являлось краеугольным камнем психоаналитического учения. Движение фрейдовской мысли шло в строну выделения из множества известных частных влечений наиболее общих, фундаментально первичных. В первой дуалистической теории З.Фрейд сексуальному влечению (либидо) противопоставил влечения к самосохранению. Во второй дуалистической теории – влечение к жизни влечению к смерти [11].
Не останавливаясь на подробном изложении истории развития психоаналитической теории влечений, констатируем факт, что на современном этапе психоанализ отказался от метапсихологических идей Фрейда. К сожалению, критическое переосмысление наследия З.Фрейда не всегда шло в конструктивном русле. В частности, относительно выдвинутой в 1924 году концепции влечения к смерти, оказалось проще списать её как заблуждение престарелого и больного З.Фрейда, чем научно опровергать её аргументы и естественнонаучные доказательства. За небольшим исключением [8, 12,14], в работах современных психоаналитиков значимость категории первичного влечения обесценена.
Нам представляется крайне неудовлетворительным положение современного психоанализа, активно отмежевывающегося от биологического направления классического психоанализа и современных достижений биологии, нейрофизиологии и физики. Результаты наших исследований в области глубинной психологии (тифоаналитическая концепция) не только позволяют, но и побуждают нас вновь обратить внимание на проблему первичного влечения к смерти в интересах более четкого понимания структурно-динамической и экономической организации психики и каузальной терапии авитальной активности методами тифоанализа и аперсональной психотерапии [3].
В данной работе нам бы хотелось уделить внимание аспекту взаимоотношений между первичным влечением к смерти, лежащим в основе человеческой жизнедеятельности, и желанием смерти - феноменом пресуицидальной активности, выражающимся в том, что человек (возможно единственное из живых существ) при определенных условиях осознает собственное влечение к смерти. Два вопроса, на которые нам хотелось бы получить ответ, заключаются в следующем: (1) какова глубинно-динамическая связь между влечением к смерти и желанием смерти и (2) каковы условия, приводящие к тому, что неосознаваемое в норме влечение к смерти, становится осознанным желанием смерти?
В психоанализе понятие желания относится, прежде всего, к бессознательным желаниям и наиболее полно сформулировано в теории сновидений. Однако, как отмечают Ж. Лапланш и Ж.-Б. Понталис, Фрейд не всегда использовал понятие желания в одном значении, но также говорил о сознательных и предсознательных желаниях [7].
Мы придерживаемся несколько отличного от традиционного психоаналитического понимания желания. Желание - это осознанное побуждение, осознанное влечение* . В отечественной психологии подобный подход близок к точке зрения Выготского, лаконично выраженной им в формуле: «Чтобы осознать, надо иметь то, что должно быть осознано» [4]. Следует упомянуть, что и нем. Wunsch, которое использовал в своих работах З.Фрейд, в буквальном смысле означает «пожелание, сформулированное желание» [7].
Сегодня вряд ли у кого может вызвать возражение тот факт, что большинство физиологических процессов в организме протекают неосознанно и автоматизировано. Например, потребность поступления в организм кислорода в норме перманентно удовлетворяется и не осознается как «желание воздуха». Если бы аналогичная возможность непроизвольного поступления была бы доступна в отношении питательных веществ, то человек не имел бы биологической необходимости в осознании чувства голода и формировании на его основе сложного пищевого поведения. Следовательно, условием возникновения желания (осознание наличия потребности) служит неудовлетворенность самой потребности, наличие препятствий для автоматического снятия напряжения, вызываемого потребностью. Эта зависимость ещё в 1918 г. Э.Клапаредом была обозначена в так называемом «законе осознания», который гласил, что: затруднения и нарушения в автоматически текущей деятельности приводят к осознанию этой деятельности [1].
Говоря о желании смерти и следуя букве закона осознания, мы также неизбежно приходим к двум выводам: 1) в его основе лежит потребность в смерти, 2) потребность в смерти по каким либо причинам не находит автоматического удовлетворения. Не трудно предсказать, что эти, с нашей точки зрения, вполне справедливые выводы, могут встретить неприятие. И действительно, не только в обыденном сознании, но и в психологической литературе нередко высказываются мнения о противоестественности суицидального поведения, противоречии желания смерти сущности живого. Соглашаясь с подобными мнениями, мы должны либо признать несправедливость закона осознания, либо применительно к желанию смерти, говорить об исключении из правил (признавать парадоксальное наличие желания в чем-либо без наличия потребности в этом).
Данная проблема может быть сформулирована в векторном аспекте. Если желание смерти и вытекающее из него суицидальное поведение направлено против жизни, то куда направлена сама жизнь?
В рамках тифоаналитической теории мы привыкли понимать, что в основе жизнедеятельности человека, равно как и любого другого живого существа, лежит потребность в снижении напряжения, определяющая направленность жизни как диссипативного, гомеостатического энтропийного процесса. В ХХ веке И. Пригожин показал, что организм представляет собой диссипативную систему и в ходе возрастных изменений происходит непрерывное снижение интенсивности обменных процессов и непрерывное старение системы, что в конце XX века удалось доказать экспериментально. Каждый новый организм начинает свое развитие с максимально высоким уровнем потенциальной энергии и удельной скорости продукции энтропии и заканчивает его с ее минимальной скоростью. Сам язык фиксирует этот процесс, потому что
развитие - это
раз-витие: развитие в том смысле, что нечто изначально свитое начинает
раз-виваться, подобно пружине в механических часах. В период созревания половых клеток идет процесс аккумуляции энергии, которая в момент их соединения начинает высвобождаться: сначала быстро, а затем все медленнее и медленнее. С точки зрения термодинамической теории развития организмов в оогенезе происходит процесс омоложения системы, а на всех остальных этапах жизни организма - процесс старения. Отличия периодов развития, роста и старения с этой точки зрения, заключается в скорости процесса старения: она наибольшая на ранних стадиях развития, меньше во время роста и наименьшая на тех стадиях, которые мы традиционно называем процессом старения. Достижение конечного стационарного состояния означает для живых организмов естественную смерть [5].
Язык термодинамики описывает те явления, которые З.Фрейд обозначил как «влечение к смерти». Так получилось, что, описывая в 20-х годах влечение к смерти как дуальную пару к влечению к жизни, Фрейд описал на самом деле то единственное влечение, которым обладает человек.
Он ошибался не в том, что предполагал наличие влечения к смерти (как считают многочисленные критики), а в том, что предполагал у человека наличие влечения к жизни. Движение от точки А (зачатие) до точки Б (смерть) мы называем жизнью. Какая тенденция лежит в основе этого процесса? Или какое влечение, если мы будем использовать этот термин (хотя в зависимости от языковых, концептуальных и контекстуальных позиций эту тенденцию и влечение можно назвать по-разному: тягой, стремлением, склонностью, драйвом, волей, установкой или просто линией, направлением или курсом)? В данном случае использование того или иного понятия не играет существенной роли, поскольку вне зависимости от того, как мы назвали этот процесс, он всегда будет устремлен в одном направлении - к смерти. И, соответственно, всегда в основе жизни будет лежать тенденция к смерти, влечение к смерти. Иного не дано. Только в отвлеченном аллегорическом представлении смерть приходит к нам со стороны. В действительности, проживая жизнь, только мы сами движемся к смерти.
Ответом на поставленный выше вопрос о векторах, является то, что желание смерти не направлено в целом против жизни, поскольку последняя также в свою очередь направлена к смерти. Они имеют один вектор направленности. Желание смерти возникает в живом организме и оно, по определению, не может лежать вне процессов жизнедеятельности и быть оторванным от биологических потребностей. Суицидальное поведение и другие формы авитальной активности лишь патологически и компенсаторно ускоряют тот естественный процесс, который в норме протекает ровно столько, сколько позволяют биологические ресурсы организма.
Система хронификации жизни структурирует и континуирует (хронифицирует) процесс снижения напряжения, побуждая каждый организм "умирать по-своему". В течение жизни организм постоянно обменивается с окружающей средой веществом и энергией, побуждаемый с одной стороны напряжением и чувством неудовольствия, а с другой стороны - разрядкой и чувством удовольствия. Для осуществления качественного хронического снижения напряжения организм имеет врожденные механизмы (инстинкты) и усваивает постнатально различные модели поведения, позволяющие ему реализовать программу жизнедеятельности с помощью (1) агрессии - способности обнаружить, фиксировать, деструктурировать и включить в себя необходимые объекты окружающей среды и (2) элиминации - соответствующей способности удалить и исключить из себя все, что мешает нормальному процессу жизнедеятельности **. Эти механизмы, имеющие отношение ко всем физиологическим, нейрофизиологическим, психологическим (в том числе осознанным) процессам носят флюктуирующий, маятниковый характер и ведут к постепенному уменьшению напряжения в течение жизни. Их качественное функционирование последовательно удовлетворяет основную потребность - снижение напряжения и основное влечение - влечение к смерти так, что жизнь в целом приносит человеку удовольствие, а само влечение к смерти не осознается, поскольку перманентно удовлетворяется. Периодически осознается то, что традиционно называется желание жить - желание, связанное с нормальным функционированием системы хронификации жизни в ее предметной взаимосвязи с окружающей средой. Осознается желание получать пищу и желание удалить ее остатки из кишечника, осознается желание вступать в сексуальные отношения и прекратить их т.д. Мы можем говорить о желании жить (в указанном выше смысле), но у нас нет основания говорить о наличии у человека влечения к жизни. Если жизнь есть процесс хронического умирания, то каким образом можно представить себе влечение к хроническому умиранию? Желание жить есть по своей сути производное от влечения к смерти, ограниченного рамками системы хронификации жизни.
Каким образом с тифоаналитической точки зрения мы можем понять механизм возникновения у человека желания умереть и последующих суицидальных мыслей, тенденций и действий. Очевидно, что если система хронификации жизни по разным причинам не обеспечивает качественное снижение напряжения и перманентное удовлетворение влечения к смерти, напряжение в организме постепенно нарастает, запуская когнитивные механизмы на поиск альтернативных способов разрядки. Самоубийство в данном случае будет одной из наиболее эффективных моделей разрядки напряжения путем "короткого замыкания" в том случае, если "жизненное напряжение" сможет преодолеть барьеры боли и страха системы хронификации жизни.
В том случае, если влечение к смерти перманентно не удовлетворяется, если окружающая среда не может обеспечить человека необходимыми для жизнедеятельности объектами (жизненные желания и нужды не удовлетворяются) влечение к смерти усиливается и в сознании человека неизбежно появляется результат мотивированной влечением к смерти когнитивной деятельности - желание смерти, мысли о смерти и суицидальные мысли. Каждый человек обладает влечением к смерти, но нужно иметь очень некачественную жизнь, чтобы влечение к смерти усилилось настолько, чтобы оно смогло преодолеть блокирующие системы хронификации жизни (страх и боль) и проникнуть в сознание в форме желания смерти.
Литература: 1. Асмолов А.Г., По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии, М., 2002.
2. Большой психологический словарь. Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. М. - М., 2003. - 672 с.
3. Вагин Ю.Р. Тифоанализ (теория влечения к смерти). Пермь, 2003. 246 с.
4. Выготский Л.С. Проблемы общей психологии. Т 2.// Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 2. / Под ред. В. В. Давыдова.— М., 1982. — 504 с.
5. Зотин А.И. Термодинамический подход к проблемам развития, роста и старения. - М., 1974. - 183 с.
6. История зарубежной психологии. 30-е – 60-е годы XX века Тексты. Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. – М., 1992. с. 232-292.
7. Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу / Пер. с англ. М., 1996. 673 с.
8. Менннингер К. Война с самим собой. - М., 2000. – 480. с.
9. Перлз Ф. Гештальт-подход. Свидетель терапии. М., 2001 – 224 с.
10. Спиноза Б. Избранные произведения. Т.1. М. – 1957. – 632 с.
11. Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия //Психология бессознательного.- М., 1990.
12. Шмидт-Холлерау К. Влечение к жизни и влечение к смерти. Либидо и Лета / Пер. с нем. СПб., 2002 - 298 с.
13. Эриксон Э. Детство и общество. М., 2000 - 416 с.
14. Mills J. Psychoanalytic Psychology, 2006, Vol. 23, No. 2, 373-382
______________________________
* В философской традиции подобное понимание желания отмечено у Б.Спинозы: «Между влечением и желанием (cupiditas) существует только то различие, что слово желание большей частью относится к людям тогда, когда они сознают свое влечение, поэтому можно дать такое определение:
желание есть влечение с сознанием его». [10]
** В наиболее известных психологических теориях, рассматриваемые нами механизмы ассимиляции и элиминации, находят параллели у Э.Эриксона (в эпигенетической теории в описании ранних этапов отнтогенеза в понятиях модусов инкорпоративного, ретентивного, элиминативного и интрузивного модусов) [13], у Ф.Перлза (в теории агрессии и понятии ритма контакта со средой и ухода) [9], у Ж.Пиаже (в теории ассимиляции и аккомодации) [6].