On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение
Член тифоаналитического общества




Пост N: 439
Зарегистрирован: 28.10.06
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.03.13 06:03. Заголовок: Желание смерти и влечение к смерти


Данная статья планировалась как расширенный вариант статьи Ю.Вагина и В.Мирошниченко "Влечение к смерти и желание смерти". Окончательно она не была отредактирована. Тем не менее, выложу как есть.

Желание смерти и влечение к смерти на арене жизни.

В современной психологии понятия потребности, влечения, желания, побуждения, мотива являются, с одной стороны, тесно взаимосвязанными, с другой стороны, они не имеют четкого и общепризнанного значения. В «Большом психологическом словаре» Б.Мещерякова и В.Зинченко они характеризуются как «нестрого сопоставимые», «неполно теоретически проработанные», хотя и «интуитивно ясные». Предлагается даже использовать их как базис «первичных неопределяемых понятий» для определения других психологических категорий [2].

Как известно, понятие «влечения» являлось краеугольным камнем психоаналитического учения. Движение фрейдовской мысли шло в строну выделения из множества известных частных влечений наиболее общих, фундаментально первичных. В первой дуалистической теории З.Фрейд сексуальному влечению (либидо) противопоставил влечения к самосохранению. Во второй дуалистической теории – влечение к жизни влечению к смерти [11].

Не останавливаясь на подробном изложении истории развития психоаналитической теории влечений, констатируем факт, что на современном этапе психоанализ отказался от метапсихологических идей Фрейда. К сожалению, критическое переосмысление наследия З.Фрейда не всегда шло в конструктивном русле. В частности, относительно выдвинутой в 1924 году концепции влечения к смерти, оказалось проще списать её как заблуждение престарелого и больного З.Фрейда, чем научно опровергать её аргументы и естественнонаучные доказательства. За небольшим исключением [8, 12,14], в работах современных психоаналитиков значимость категории первичного влечения обесценена.

Нам представляется крайне неудовлетворительным положение современного психоанализа, активно отмежевывающегося от биологического направления классического психоанализа и современных достижений биологии, нейрофизиологии и физики. Результаты наших исследований в области глубинной психологии (тифоаналитическая концепция) не только позволяют, но и побуждают нас вновь обратить внимание на проблему первичного влечения к смерти в интересах более четкого понимания структурно-динамической и экономической организации психики и каузальной терапии авитальной активности методами тифоанализа и аперсональной психотерапии [3].

В данной работе нам бы хотелось уделить внимание аспекту взаимоотношений между первичным влечением к смерти, лежащим в основе человеческой жизнедеятельности, и желанием смерти - феноменом пресуицидальной активности, выражающимся в том, что человек (возможно единственное из живых существ) при определенных условиях осознает собственное влечение к смерти. Два вопроса, на которые нам хотелось бы получить ответ, заключаются в следующем: (1) какова глубинно-динамическая связь между влечением к смерти и желанием смерти и (2) каковы условия, приводящие к тому, что неосознаваемое в норме влечение к смерти, становится осознанным желанием смерти?

В психоанализе понятие желания относится, прежде всего, к бессознательным желаниям и наиболее полно сформулировано в теории сновидений. Однако, как отмечают Ж. Лапланш и Ж.-Б. Понталис, Фрейд не всегда использовал понятие желания в одном значении, но также говорил о сознательных и предсознательных желаниях [7].

Мы придерживаемся несколько отличного от традиционного психоаналитического понимания желания. Желание - это осознанное побуждение, осознанное влечение* . В отечественной психологии подобный подход близок к точке зрения Выготского, лаконично выраженной им в формуле: «Чтобы осознать, надо иметь то, что должно быть осознано» [4]. Следует упомянуть, что и нем. Wunsch, которое использовал в своих работах З.Фрейд, в буквальном смысле означает «пожелание, сформулированное желание» [7].

Сегодня вряд ли у кого может вызвать возражение тот факт, что большинство физиологических процессов в организме протекают неосознанно и автоматизировано. Например, потребность поступления в организм кислорода в норме перманентно удовлетворяется и не осознается как «желание воздуха». Если бы аналогичная возможность непроизвольного поступления была бы доступна в отношении питательных веществ, то человек не имел бы биологической необходимости в осознании чувства голода и формировании на его основе сложного пищевого поведения. Следовательно, условием возникновения желания (осознание наличия потребности) служит неудовлетворенность самой потребности, наличие препятствий для автоматического снятия напряжения, вызываемого потребностью. Эта зависимость ещё в 1918 г. Э.Клапаредом была обозначена в так называемом «законе осознания», который гласил, что: затруднения и нарушения в автоматически текущей деятельности приводят к осознанию этой деятельности [1].

Говоря о желании смерти и следуя букве закона осознания, мы также неизбежно приходим к двум выводам: 1) в его основе лежит потребность в смерти, 2) потребность в смерти по каким либо причинам не находит автоматического удовлетворения. Не трудно предсказать, что эти, с нашей точки зрения, вполне справедливые выводы, могут встретить неприятие. И действительно, не только в обыденном сознании, но и в психологической литературе нередко высказываются мнения о противоестественности суицидального поведения, противоречии желания смерти сущности живого. Соглашаясь с подобными мнениями, мы должны либо признать несправедливость закона осознания, либо применительно к желанию смерти, говорить об исключении из правил (признавать парадоксальное наличие желания в чем-либо без наличия потребности в этом).

Данная проблема может быть сформулирована в векторном аспекте. Если желание смерти и вытекающее из него суицидальное поведение направлено против жизни, то куда направлена сама жизнь?

В рамках тифоаналитической теории мы привыкли понимать, что в основе жизнедеятельности человека, равно как и любого другого живого существа, лежит потребность в снижении напряжения, определяющая направленность жизни как диссипативного, гомеостатического энтропийного процесса. В ХХ веке И. Пригожин показал, что организм представляет собой диссипативную систему и в ходе возрастных изменений происходит непрерывное снижение интенсивности обменных процессов и непрерывное старение системы, что в конце XX века удалось доказать экспериментально. Каждый новый организм начинает свое развитие с максимально высоким уровнем потенциальной энергии и удельной скорости продукции энтропии и заканчивает его с ее минимальной скоростью. Сам язык фиксирует этот процесс, потому что развитие - это раз-витие: развитие в том смысле, что нечто изначально свитое начинает раз-виваться, подобно пружине в механических часах. В период созревания половых клеток идет процесс аккумуляции энергии, которая в момент их соединения начинает высвобождаться: сначала быстро, а затем все медленнее и медленнее. С точки зрения термодинамической теории развития организмов в оогенезе происходит процесс омоложения системы, а на всех остальных этапах жизни организма - процесс старения. Отличия периодов развития, роста и старения с этой точки зрения, заключается в скорости процесса старения: она наибольшая на ранних стадиях развития, меньше во время роста и наименьшая на тех стадиях, которые мы традиционно называем процессом старения. Достижение конечного стационарного состояния означает для живых организмов естественную смерть [5].

Язык термодинамики описывает те явления, которые З.Фрейд обозначил как «влечение к смерти». Так получилось, что, описывая в 20-х годах влечение к смерти как дуальную пару к влечению к жизни, Фрейд описал на самом деле то единственное влечение, которым обладает человек. Он ошибался не в том, что предполагал наличие влечения к смерти (как считают многочисленные критики), а в том, что предполагал у человека наличие влечения к жизни.

Движение от точки А (зачатие) до точки Б (смерть) мы называем жизнью. Какая тенденция лежит в основе этого процесса? Или какое влечение, если мы будем использовать этот термин (хотя в зависимости от языковых, концептуальных и контекстуальных позиций эту тенденцию и влечение можно назвать по-разному: тягой, стремлением, склонностью, драйвом, волей, установкой или просто линией, направлением или курсом)? В данном случае использование того или иного понятия не играет существенной роли, поскольку вне зависимости от того, как мы назвали этот процесс, он всегда будет устремлен в одном направлении - к смерти. И, соответственно, всегда в основе жизни будет лежать тенденция к смерти, влечение к смерти. Иного не дано. Только в отвлеченном аллегорическом представлении смерть приходит к нам со стороны. В действительности, проживая жизнь, только мы сами движемся к смерти.

Ответом на поставленный выше вопрос о векторах, является то, что желание смерти не направлено в целом против жизни, поскольку последняя также в свою очередь направлена к смерти. Они имеют один вектор направленности. Желание смерти возникает в живом организме и оно, по определению, не может лежать вне процессов жизнедеятельности и быть оторванным от биологических потребностей. Суицидальное поведение и другие формы авитальной активности лишь патологически и компенсаторно ускоряют тот естественный процесс, который в норме протекает ровно столько, сколько позволяют биологические ресурсы организма.

Система хронификации жизни структурирует и континуирует (хронифицирует) процесс снижения напряжения, побуждая каждый организм "умирать по-своему". В течение жизни организм постоянно обменивается с окружающей средой веществом и энергией, побуждаемый с одной стороны напряжением и чувством неудовольствия, а с другой стороны - разрядкой и чувством удовольствия. Для осуществления качественного хронического снижения напряжения организм имеет врожденные механизмы (инстинкты) и усваивает постнатально различные модели поведения, позволяющие ему реализовать программу жизнедеятельности с помощью (1) агрессии - способности обнаружить, фиксировать, деструктурировать и включить в себя необходимые объекты окружающей среды и (2) элиминации - соответствующей способности удалить и исключить из себя все, что мешает нормальному процессу жизнедеятельности **. Эти механизмы, имеющие отношение ко всем физиологическим, нейрофизиологическим, психологическим (в том числе осознанным) процессам носят флюктуирующий, маятниковый характер и ведут к постепенному уменьшению напряжения в течение жизни. Их качественное функционирование последовательно удовлетворяет основную потребность - снижение напряжения и основное влечение - влечение к смерти так, что жизнь в целом приносит человеку удовольствие, а само влечение к смерти не осознается, поскольку перманентно удовлетворяется. Периодически осознается то, что традиционно называется желание жить - желание, связанное с нормальным функционированием системы хронификации жизни в ее предметной взаимосвязи с окружающей средой. Осознается желание получать пищу и желание удалить ее остатки из кишечника, осознается желание вступать в сексуальные отношения и прекратить их т.д. Мы можем говорить о желании жить (в указанном выше смысле), но у нас нет основания говорить о наличии у человека влечения к жизни. Если жизнь есть процесс хронического умирания, то каким образом можно представить себе влечение к хроническому умиранию? Желание жить есть по своей сути производное от влечения к смерти, ограниченного рамками системы хронификации жизни.

Каким образом с тифоаналитической точки зрения мы можем понять механизм возникновения у человека желания умереть и последующих суицидальных мыслей, тенденций и действий. Очевидно, что если система хронификации жизни по разным причинам не обеспечивает качественное снижение напряжения и перманентное удовлетворение влечения к смерти, напряжение в организме постепенно нарастает, запуская когнитивные механизмы на поиск альтернативных способов разрядки. Самоубийство в данном случае будет одной из наиболее эффективных моделей разрядки напряжения путем "короткого замыкания" в том случае, если "жизненное напряжение" сможет преодолеть барьеры боли и страха системы хронификации жизни.

В том случае, если влечение к смерти перманентно не удовлетворяется, если окружающая среда не может обеспечить человека необходимыми для жизнедеятельности объектами (жизненные желания и нужды не удовлетворяются) влечение к смерти усиливается и в сознании человека неизбежно появляется результат мотивированной влечением к смерти когнитивной деятельности - желание смерти, мысли о смерти и суицидальные мысли. Каждый человек обладает влечением к смерти, но нужно иметь очень некачественную жизнь, чтобы влечение к смерти усилилось настолько, чтобы оно смогло преодолеть блокирующие системы хронификации жизни (страх и боль) и проникнуть в сознание в форме желания смерти.

Литература:

1. Асмолов А.Г., По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии, М., 2002.
2. Большой психологический словарь. Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. М. - М., 2003. - 672 с.
3. Вагин Ю.Р. Тифоанализ (теория влечения к смерти). Пермь, 2003. 246 с.
4. Выготский Л.С. Проблемы общей психологии. Т 2.// Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 2. / Под ред. В. В. Давыдова.— М., 1982. — 504 с.
5. Зотин А.И. Термодинамический подход к проблемам развития, роста и старения. - М., 1974. - 183 с.
6. История зарубежной психологии. 30-е – 60-е годы XX века Тексты. Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. – М., 1992. с. 232-292.
7. Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу / Пер. с англ. М., 1996. 673 с.
8. Менннингер К. Война с самим собой. - М., 2000. – 480. с.
9. Перлз Ф. Гештальт-подход. Свидетель терапии. М., 2001 – 224 с.
10. Спиноза Б. Избранные произведения. Т.1. М. – 1957. – 632 с.
11. Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия //Психология бессознательного.- М., 1990.
12. Шмидт-Холлерау К. Влечение к жизни и влечение к смерти. Либидо и Лета / Пер. с нем. СПб., 2002 - 298 с.
13. Эриксон Э. Детство и общество. М., 2000 - 416 с.
14. Mills J. Psychoanalytic Psychology, 2006, Vol. 23, No. 2, 373-382

______________________________
* В философской традиции подобное понимание желания отмечено у Б.Спинозы: «Между влечением и желанием (cupiditas) существует только то различие, что слово желание большей частью относится к людям тогда, когда они сознают свое влечение, поэтому можно дать такое определение: желание есть влечение с сознанием его». [10]
** В наиболее известных психологических теориях, рассматриваемые нами механизмы ассимиляции и элиминации, находят параллели у Э.Эриксона (в эпигенетической теории в описании ранних этапов отнтогенеза в понятиях модусов инкорпоративного, ретентивного, элиминативного и интрузивного модусов) [13], у Ф.Перлза (в теории агрессии и понятии ритма контакта со средой и ухода) [9], у Ж.Пиаже (в теории ассимиляции и аккомодации) [6].

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 0
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет



Глубинная психология от Фрейда до наших дней