Люди знакомые с трудами историка и этнолога Л.Н.Гумилева по названию этой темы сразу поймут о чем речь. Для несведущих вкратце поясню.
Антисистема – термин введенный в этнологию Л.Н.Гумилевым, который обозначает системную целостность людей с негативным мироощущением. Люди с антисистемным императивом возникают в условиях стыка двух или более суперэтносов, которые ломают свой стереотип поведения, сталкиваясь с другими суперэтносами, не могут найти себе место в жизни и от полного разочарования они начинают ненавидеть все существующее.
Антисистема в противоположность этнической системе стремится к упрощению. Вместо инстинкта самосохранения, сохранения потомства, сохранения природного ландшафта, сохранения памятников культуры возникает ненависть ко всему этому и как следствие уничтожение себя и окружающих.
В идеологии любой антисистемы общими составляющими, как правило, являются:
1. Неприятие материального мира, ощущение окружающей действительности, как безусловного зла.
2. Отрицание материального мира, восприятие его как иллюзии.
3. Перемена местами категорий Добра и Зла, оппозиционность к традиционной идеологии этноса.
4. Стремление к уничтожению окружающего мира, переходу в ничто (бездну).
Подробнее по антисистемам, кроме трудов самого Л.Н.Гумилева можно посмотреть здесь:
http://gumilevica.kulichki.net/KMI/kmi01.html http://antisys.narod.ru/ Таким образом, очевидно, что антисистемное мировоззрение и поведение – есть не что иное как авитальная активность детерминированная этнологически и культурологически. Эта проблема выходит за рамки одной психологии, она гораздо шире по масштабу. Тем интереснее исследовать ее.
Отдельные аспекты изучения данной проблемы можно найти у З.Фрейда («Будущее одной иллюзии», «Недовольство культурой», «Психология масс и анализ Я»). Хочу также отметить интересную работу
А.Сосланда «Удовольствие от апокалипсиса» .
____________
Вообще, на мой взгляд, теория этногенеза Л.Н.Гумилева и отогенетическая персонология с тифоанализом Ю.Р.Вагина имеют много параллелей, не смотря на разный масштаб исследований. 1)Общность параметров антисистемного поведения и авитальной активности. 2)В обеих теориях ключевым является энергетический фактор в динамике биологического организма. 3)«Пассионарии» Л.Гумилева по сути это те же самые «креативные личности» Ю.Вагина (Хотя сам Юрий Робертович не согласен с этим моим утверждением :)). 4) Как Гумилев, так и Вагин признают за пассионарностью и креативностью анамалию в популяции.