On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение
Член тифоаналитического общества




Пост N: 5
Зарегистрирован: 28.10.06
Откуда: Пермь
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.11.06 03:21. Заголовок: Восприятие психологами тифоаналитической концепции


Вопрос о том как воспринимается тифоанализ психологами других школ интересен (в первую очередь для самих тифоаналитиков). Работы по тифоанализу выложены во многих закоулках Интернета, а вот реакций на них не так много. С чем это связано? С темой смерти? С психоаналитическим ракурсом темы?
Лично мне даже больше интересна критика концепции. Есть ли у неё слабые места? В связи с этим у меня даже возникла идея объявить на нашем сайте конкурс на лучшую критику тифоанализа. Но пока остановлюсь на данной теме.

Позволю себе привести небольшое обобщение информации по критическому восприятию тифоанализа представителями других психологических школ. Наибольшее внимание психологи обращают на следующие моменты:
1.) Тифоанализ, как справедливо распознают психологи, является психодинамической концепцией, а следовательно он повинен во всех приписываемых психоанализу грехах (редукционизм, биологизм, ненаучность и пр.). Обращается внимание на теоретическую замкнутость психоанализа. Дескать «влечение к смерти» сугубо психоаналитическая категория, она не мыслима вне психоанализа и не может обсуждаться в междисциплинарном ракурсе. Вопрос о научной обоснованности концепции влечения к смерти равен вопросу научной обоснованности самого психоанализа. Особенно педалируется методологическая уязвимость психоанализа (Часто упоминается К.Поппер с его мнением о непроверяемости теории психоанализа). Также встречаются традиционные упреки в «биологизме». (С удивлением получил критику подобного плана от лакановского психоаналитика. Но познакомившись с работой Мазина «Введение в Лакана» понял, что коль скоро лаканисты обвиняют американский психоанализ за «биологизаторство», то с их точки зрения тифоанализ должен быть еще более одиозен, т.к. он критикует современный психоанализ как раз за недостаточное «биологизаторство» (естественнонаучность)).

2) Традиционной можно назвать и неконструктивную критику о «ненормальности» заинтересованностью проблемой психологии умирания и смерти, пессимистичности тифоаналитического ракурса. Припоминаются личностные черты и особенности жизни Фрейда обусловившие «нездоровый интерес» к смерти. По-видимому, здесь наивно предполагается, что пугательность и неэстетичность смерти выводит данную тему за пределы возможностей научного анализа.

3) Терминологическая критика. Нападкам подвергаются, например, термины «влечение», «инстинкт», «желание», «агрессия». Возникают вопросы о универсальности терминов, научной правомочности, соотнесенности с описываемыми ими феноменами и пр.

4). Частым лейтмотивом критики служит своеобразная молитва: «Живое не должно стремится к смерти. Не должно себя убивать. Это нонсенс. Грубейшее противоречие инстинкту самосохранения». Иногда сюда же приплетались мифы о стремлении человека к бессмертию, влечению к жизни, вечному развитию и пр. К слову сказать, подобная критика нередко сбавляла обороты при столкновении с вопросом суицида, после чего часто делалась скидка: да при определенных условиях о влечении к смерти можно говорить (и далее речь заходила о проблеме нормы/патологии).

5) Следующий пласт критики возникает уже после заглядывания дальше термина «влечения к смерти». Когда я давал ссылки на книги и статьи по тифоанализу или пытался на пальцах растолковать логику концепции, то пару раз получал эмоциональные обвинения в софистике и схоластике. Оказывается для некоторых психологов движение к определенной цели немыслимо назвать влечением, а достижение определенной цели (смерти) совсем не обусловлена структурно-энергетической организацией того, кто этой цели стремится и достигает.

6). Отмечаются отдельные критические замечания, которые в совокупности можно назвать антимеждисциплинарными. Почему-то для некоторых психологов является неприемлемым рассматривание проблемы влечения к смерти в пересечении и диалоге психологии, физиологии, биологии, физики. Они предпочитают сужать границы и грозят пальчиком за попытки выхода за их пределы.

7.) Встречается и нетипичная критика. Например, влечения к смерти нет, т.к. нет смерти в биосферном смысле. Влечение к смерти –метафора обусловленная узостью человеческого восприятия. Если, дескать, брать жизнь в планетарном масштабе, то зародившись она не умирает, а лишь меняет формы своего бытия.


Ну вот такие основные направления дискурсов в которых развертывается критика тифоаналитической концепции. Думаю, это далеко не все, что может зацепить психологов за живое и при дальнейшей популяризации тифоанализа можно ожидать новых аспектов критики. Надеюсь, что она будет интересна и конструктивна.
Предлагаю поделиться своим опытом реакции специалистов на тифоанализ.
Ну и для желающих в этой теме также можно обрушить свои критические замечания на наши головы.



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 2 [только новые]


Член тифоаналитического общества




Пост N: 8
Зарегистрирован: 28.10.06
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.12.06 22:23. Заголовок: Re:


К перечисленным пунктам следует еще добавить критику тифоанализа, которую можно условно назвать «эмоционально-буквальной». Ее авторы не утруждают себя даже поверхностным ознакомлением с концепцией и критикуют нас, что называется уже за сам факт ориентации на тематику смерти, умирания и «наглость» утверждения присутствия у каждого человека влечения к смерти.
Наличие такого типа реакции закономерно и по-своему оправдано, т.к. эмоциональное отрицание истинности концепции органически проистекает из напряженного защитного фобического комплекса критикующего. Потому дальнейшее убеждение эмоционально-буквального оппонента можно считать противопоказанным для его здоровья.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Член тифоаналитического общества




Пост N: 207
Зарегистрирован: 28.10.06
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.05.08 17:04. Заголовок: Еще одно новое напра..


Еще одно новое направление критики, обнаруженное на нескольких площадках Инета, заключается в том, что по мнению критикующих тифоанализ является избыточной концепцией по отношению к психоанализу, тифоанализ нарушает Оккамовский принцип умножения сущности без необходимости.

Наши контраргументы к этой позиции здесь описывать не буду т.к. хорошим ответом на данную критику может послужить состоявшийся доклад Ю.Вагина Психоанализы или психоанализ.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 0
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет



Глубинная психология от Фрейда до наших дней